Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
— |
plan [2018/06/29 10:33] (текущий) |
||
---|---|---|---|
Строка 1: | Строка 1: | ||
+ | ====== План работы инициативной группы граждан ====== | ||
+ | |||
+ | //Разработан на основании Закона Республики Беларусь от 26 ноября 2003 г. № 248-З "О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь" ({{ :h10300248.doc |скачать}}).// | ||
+ | |||
+ | ===== 1. Разработка проекта закона ===== | ||
+ | |||
+ | **1.1. Разработать проект закона о внесении изменений и дополнений в законы Республики Беларусь.** | ||
+ | |||
+ | |||
+ | <WRAP left round info 70%> | ||
+ | //**Текущий статус:** проект разрабатывается юристами инициативной группы граждан и будет опубликован после согласования с членами инициативной группы для общественного обсуждения.// | ||
+ | </WRAP> | ||
+ | |||
+ | |||
+ | ===== 2. Общественное обсуждение проекта закона ===== | ||
+ | |||
+ | **2.1. Организовать общественное обсуждение проекта закона о внесении изменений и дополнений в законы Республики Беларусь.** | ||
+ | |||
+ | ===== 3. Оформление документов инициативной группы граждан по реализации права законодательной инициативы ===== | ||
+ | |||
+ | **3.1. Организовать собрание членов инициативной группы.** | ||
+ | |||
+ | **3.2. Сформировать документы для регистрации инициативной группы и проекта закона.** | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | <wrap lo>Статья 7. Образование инициативной группы граждан по реализации права законодательной инициативы\\ | ||
+ | |||
+ | 1. Гражданами, выступающими с предложением о внесении проекта закона в Палату представителей, образуется инициативная группа граждан по реализации права законодательной инициативы (далее – инициативная группа) в количестве не менее 100 человек.\\ | ||
+ | |||
+ | 2. Инициативная группа создается в целях сбора подписей за предложение о внесении проекта закона в Палату представителей, представления интересов граждан при подготовке, внесении проекта закона в Палату представителей, его рассмотрении в Палате представителей, а также отзыве проекта закона из Палаты представителей. | ||
+ | |||
+ | </wrap> | ||
+ | ===== 4. Обращение инициативной группы в Центральную комиссию ===== | ||
+ | |||
+ | **4.1. Обратиться в Центральную комиссию с заявлением о регистрации инициативной группы и проекта закона.** | ||
+ | |||
+ | <wrap lo>Статья 8. Обращение инициативной группы в Центральную комиссию\\ | ||
+ | |||
+ | 1. Инициативная группа обращается в Центральную комиссию с заявлением о регистрации инициативной группы и проекта закона.\\ | ||
+ | |||
+ | 2. К заявлению о регистрации инициативной группы и проекта закона прилагаются:\\ | ||
+ | |||
+ | 2.1. протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение об образовании группы, избрании из ее состава председателя и заместителя председателя группы, координаторов по областям, городу Минску, если сбор подписей будет проводиться на их территории, а также о внесении проекта закона в Палату представителей;\\ | ||
+ | |||
+ | 2.2. проект закона, подготовленный в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 6 настоящего Закона;\\ | ||
+ | |||
+ | 2.3. список членов инициативной группы, присутствовавших на собрании, подписанный председателем и секретарем собрания;\\ | ||
+ | |||
+ | 2.4. список членов инициативной группы, давших согласие на участие в работе инициативной группы, что должно быть подтверждено их собственноручными подписями.\\ | ||
+ | |||
+ | 3. В списке членов инициативной группы указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта или реквизиты заменяющего его удостоверения личности каждого члена инициативной группы.\\ | ||
+ | |||
+ | 4. Собрание инициативной группы правомочно, если в нем приняло участие более половины состава инициативной группы.\\ | ||
+ | |||
+ | 5. Решения собрания инициативной группы принимаются большинством голосов его участников, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 статьи 23 настоящего Закона.</wrap> | ||
+ | ===== 5. Регистрация инициативной группы и проекта закона ===== | ||
+ | |||
+ | **5.1. Получить в Центральной комиссии:** | ||
+ | * **свидетельство о регистрации инициативной группы и проекта закона,** | ||
+ | * **образец листа для сбора подписей граждан за предложение о внесении проекта закона в Палату представителей,** | ||
+ | * **удостоверения членов инициативной группы.** | ||
+ | |||
+ | <wrap lo>Статья 9. Регистрация инициативной группы и проекта закона\\ | ||
+ | |||
+ | 1. Центральная комиссия на основании документов, указанных в подпунктах 2.1, 2.3, 2.4 пункта 2 статьи 8 настоящего Закона, в месячный срок проверяет соблюдение порядка образования инициативной группы.\\ | ||
+ | |||
+ | 2. Проект закона направляется Центральной комиссией для подготовки заключения в Министерство юстиции Республики Беларусь, которое в месячный срок устанавливает соответствие проекта закона требованиям, предусмотренным статьей 6 настоящего Закона.\\ | ||
+ | |||
+ | 3. При соблюдении порядка образования инициативной группы, а также при установлении Министерством юстиции Республики Беларусь соответствия проекта закона требованиям, предусмотренным статьей 6 настоящего Закона, Центральная комиссия в десятидневный срок регистрирует инициативную группу и проект закона.\\ | ||
+ | |||
+ | 4. Со дня регистрации инициативной группы и проекта закона Центральной комиссией и до внесения проекта закона в Палату представителей не допускается внесение в его текст изменений и дополнений.\\ | ||
+ | |||
+ | 5. После регистрации инициативной группы и проекта закона Центральная комиссия в трехдневный срок выдает ей свидетельство о регистрации инициативной группы и проекта закона, образец листа для сбора подписей граждан за предложение о внесении проекта закона в Палату представителей (далее – подписной лист), а членам инициативной группы – соответствующие удостоверения.\\ | ||
+ | |||
+ | 6. Формы свидетельства о регистрации инициативной группы и проекта закона, удостоверения члена инициативной группы, а также подписного листа утверждаются Центральной комиссией.</wrap> | ||
+ | ===== 6. Сбор подписей граждан и агитация за предложение о внесении проекта закона в Палату представителей ===== | ||
+ | |||
+ | **6.1. Организовать сбор подписей граждан за предложение о внесении проекта закона в Палату представителей.** | ||
+ | |||
+ | <wrap lo> | ||
+ | ГЛАВА 3 АГИТАЦИЯ И РАСХОДЫ НА ПОДГОТОВКУ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРАВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ ГРАЖДАН\\ | ||
+ | \\ | ||
+ | Статья 11. Агитация за либо против предложения о внесении проекта закона в Палату представителей\\ | ||
+ | |||
+ | 1. Гражданам, членам инициативной группы предоставляется право беспрепятственной агитации за или против предложения о внесении проекта закона в Палату представителей на собраниях, митингах, в средствах массовой информации, а также во время сбора подписей граждан. При проведении агитации за или против предложения о внесении проекта закона в Палату представителей не должны нарушаться правопорядок и права других граждан Республики Беларусь.\\ | ||
+ | |||
+ | 2. Агитация за или против предложения о внесении проекта закона в Палату представителей осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь о порядке проведения массовых мероприятий, а также иными законодательными актами Республики Беларусь.\\ | ||
+ | |||
+ | 3. Иностранные граждане и лица без гражданства не вправе принимать участие в агитации.\\ | ||
+ | \\ | ||
+ | Статья 12. Недопустимость злоупотребления правом на проведение агитации за либо против предложения о внесении проекта закона в Палату представителей\\ | ||
+ | |||
+ | 1. Агитационные материалы, выступления на собраниях, митингах, в средствах массовой информации, направленные на реализацию права законодательной инициативы граждан, не должны содержать пропаганды войны, призывов к насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности Республики Беларусь, оскорблений и клеветы в отношении должностных лиц Республики Беларусь. Запрещаются агитация или пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, разжигающих социальную, национальную, религиозную или расовую вражду.\\ | ||
+ | |||
+ | 2. Граждане, члены инициативной группы, агитирующие за либо против предложения о внесении проекта закона в Палату представителей, не вправе раздавать гражданам денежные средства, подарки и иные материальные ценности, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно предоставлять любые услуги и товары, кроме агитационных печатных материалов, изготовленных с соблюдением требований пункта 1 настоящей статьи. При проведении агитации запрещается воздействовать на граждан обещаниями передачи им денежных средств, материальных ценностей.\\ | ||
+ | |||
+ | 3. При нарушении требований настоящей статьи Центральная комиссия вправе вынести инициативной группе письменное предупреждение либо отменить решение о регистрации инициативной группы и проекта закона.\\ | ||
+ | \\ | ||
+ | Статья 13. Использование средств массовой информации для освещения мероприятий, направленных на реализацию права законодательной инициативы граждан\\ | ||
+ | |||
+ | 1. Инициативная группа вправе обращаться в средства массовой информации в целях информирования общественности о ходе реализации права законодательной инициативы граждан.\\ | ||
+ | |||
+ | 2. Средства массовой информации могут по просьбе инициативной группы опубликовать (обнародовать) текст проекта закона с обоснованием необходимости его принятия в порядке и на условиях, определенных редакциями средств массовой информации.\\ | ||
+ | \\ | ||
+ | Статья 14. Расходы на подготовку и проведение мероприятий, направленных на реализацию права законодательной инициативы граждан\\ | ||
+ | |||
+ | 1. Расходы на подготовку и проведение мероприятий, направленных на реализацию права законодательной инициативы граждан и связанных со сбором подписей граждан, осуществляются за счет средств инициативной группы, которая открывает для этого счет в банке. В этих целях инициативная группа может использовать добровольные пожертвования организаций (за исключением государственных, религиозных и благотворительных организаций), в том числе политических партий, других общественных объединений, а также граждан.\\ | ||
+ | |||
+ | 2. Порядок открытия счета, его формирования и расходования денежных средств определяется Центральной комиссией. Контроль за получением и использованием денежных средств осуществляется Центральной комиссией.\\ | ||
+ | |||
+ | 3. На подготовку и проведение мероприятий, направленных на реализацию права законодательной инициативы граждан, не допускаются получение и использование средств иностранных государств, иностранных и международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, фондов, иных организаций, учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются иностранные государства, иностранные и международные организации, иностранные граждане и лица без гражданства.\\ | ||
+ | |||
+ | 4. При нарушении инициативной группой порядка получения и использования денежных средств Центральная комиссия вправе отменить решение о регистрации инициативной группы и проекта закона.\\ | ||
+ | \\ | ||
+ | ГЛАВА 4 ПОРЯДОК СБОРА ПОДПИСЕЙ ГРАЖДАН И УСТАНОВЛЕНИЕ ИТОГОВ СБОРА ПОДПИСЕЙ ГРАЖДАН ЗА ПРЕДЛОЖЕНИЕ О ВНЕСЕНИИ ПРОЕКТА ЗАКОНА В ПАЛАТУ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ\\ | ||
+ | \\ | ||
+ | Статья 15. Порядок сбора подписей граждан за предложение о внесении проекта закона в Палату представителей\\ | ||
+ | |||
+ | 1. Сбор подписей граждан за предложение о внесении проекта закона в Палату представителей проводится только членами инициативной группы в месячный срок со дня регистрации инициативной группы и проекта закона.\\ | ||
+ | |||
+ | 2. Подписные листы должны содержать название проекта закона, фамилию, имя и отчество члена инициативной группы, собирающего подписи, с указанием номера свидетельства о регистрации инициативной группы и проекта закона, выданного Центральной комиссией.\\ | ||
+ | |||
+ | 3. Член инициативной группы, проводящий сбор подписей, обязан представить для ознакомления полный текст проекта закона, предлагаемого для внесения в Палату представителей.\\ | ||
+ | |||
+ | 4. В подписной лист должны быть включены подписи граждан, проживающих только в одном городе, поселке, сельсовете, а в городах с районным делением – в одном районе города.\\ | ||
+ | |||
+ | 5. В подписном листе указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта или реквизиты заменяющего его удостоверения личности гражданина, поддерживающего предложение о внесении проекта закона в Палату представителей. Данные о гражданине вносятся в подписной лист рукописным способом. Гражданин собственноручно ставит в подписном листе дату подписи и расписывается. Подписи нумеруются.\\ | ||
+ | |||
+ | 6. Гражданин имеет право подписаться в поддержку предложения о внесении проекта закона в Палату представителей только один раз.\\ | ||
+ | |||
+ | 7. Граждане, подписавшиеся в поддержку предложения о внесении проекта закона в Палату представителей, имеют право до сдачи подписных листов в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган снять свои подписи в подписных листах путем подачи заявления в местный исполнительный и распорядительный орган, на территории которого проводился сбор подписей.\\ | ||
+ | |||
+ | 8. Участие администрации организации в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение граждан за внесение подписей, не допускается.\\ | ||
+ | |||
+ | 9. Подписные листы сдаются инициативной группой не позднее истечения срока, установленного для сбора подписей, в районный, городской исполнительный комитет, местную администрацию, на территории которых проводился сбор подписей.\\ | ||
+ | |||
+ | 10. При сдаче подписных листов подпись члена инициативной группы, проводившего сбор подписей граждан, ставится на каждом подписном листе в присутствии председателя либо заместителя председателя районного, городского исполнительного комитета, главы или заместителя главы местной администрации и немедленно удостоверяется печатью этого органа. На каждом подписном листе производится запись об общем числе заверенных подписей и дате такого заверения.\\ | ||
+ | |||
+ | 11. Ответственность за достоверность содержащихся в подписных листах данных несет член инициативной группы, проводивший сбор подписей.</wrap> | ||
+ | ===== 7. Проверка достоверности подписей граждан ===== | ||
+ | |||
+ | **7.1. Сдать подписные листы в местную администрацию, на территории которой проводился сбор подписей.** | ||
+ | |||
+ | <wrap lo> | ||
+ | Статья 16. Проверка достоверности подписей граждан\\ | ||
+ | |||
+ | 1. Районный, городской исполнительный комитет, местная администрация в десятидневный срок со дня окончания сбора подписей проверяют достоверность подписей граждан в подписных листах. При этом проверке подлежат все подписи граждан.\\ | ||
+ | |||
+ | 2. По результатам проверки достоверности данных в подписных листах подпись гражданина может быть признана достоверной либо недостоверной.\\ | ||
+ | |||
+ | 3. Проверке и учету не подлежат подписи граждан и соответствующие им данные, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) членом инициативной группы, собиравшим подписи, до представления подписных листов в районный, городской исполнительный комитет, местную администрацию, если это исключение им специально оговорено.\\ | ||
+ | |||
+ | 4. При проверке достоверности подписей граждан недостоверными подписями считаются:\\ | ||
+ | |||
+ | 4.1. подписи, выполненные от имени несуществующих лиц и выдаваемые за действительные (фиктивные подписи);\\ | ||
+ | |||
+ | 4.2. подписи граждан, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом;\\ | ||
+ | |||
+ | 4.3. подписи лиц, не обладающих избирательным правом;\\ | ||
+ | |||
+ | 4.4. подписи граждан, указавших в подписном листе данные, не соответствующие действительности;\\ | ||
+ | |||
+ | 4.5. подписи граждан, собранные до регистрации инициативной группы;\\ | ||
+ | |||
+ | 4.6. подписи граждан при отсутствии одного или нескольких требуемых настоящим Законом данных;\\ | ||
+ | |||
+ | 4.7. подписи граждан, если данные о них внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом, а также подписи, даты внесения которых выполнены гражданами несобственноручно;\\ | ||
+ | |||
+ | 4.8. все подписи граждан в подписном листе, если:\\ | ||
+ | * граждане проживают не в одном городе, поселке, сельсовете, а в городах с районным делением – не в одном районе города;\\ | ||
+ | * подписи собраны лицом, не являющимся членом инициативной группы;\\ | ||
+ | * подписной лист не подписан членом инициативной группы;\\ | ||
+ | * подписной лист подписан другим членом инициативной группы, не собиравшим эти подписи;\\ | ||
+ | * подписной лист не удостоверен печатью местного исполнительного и распорядительного органа, на территории которого проводился сбор подписей;\\ | ||
+ | |||
+ | 4.9. подписи граждан, собранные с нарушениями требований пункта 8 статьи 15 настоящего Закона.\\ | ||
+ | |||
+ | 5. В случае обнаружения нескольких подписей одного и того же гражданина достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недостоверными.\\ | ||
+ | |||
+ | 6. О результатах сбора подписей граждан в подписных листах за предложение о внесении проекта закона в Палату представителей принимается решение соответствующего районного, городского исполнительного комитета, местной администрации, которое направляется соответственно в областной, Минский городской исполнительный комитет. В решении указываются общее количество подписей в подписных листах, принятых от инициативной группы, количество подписей, признанных достоверными, и количество подписей, признанных недостоверными.\\ | ||
+ | |||
+ | 7. Подписные листы должны находиться на хранении в соответствующих районных, городских исполнительных комитетах, местных администрациях.\\ | ||
+ | |||
+ | 8. На основании решений районных, городских исполнительных комитетов, местных администраций об установлении количества граждан, поставивших свои подписи в подписных листах за предложение о внесении проекта закона в Палату представителей, областной, Минский городской исполнительный комитет в пятидневный срок подводит итоги сбора подписей по области, городу Минску, принимает об этом решение и направляет его в Центральную комиссию. В решении указываются данные, предусмотренные пунктом 6 настоящей статьи. Копия решения передается координатору инициативной группы по области, городу Минску.</wrap> | ||
+ | ===== 8. Установление Центральной комиссией итогов сбора подписей граждан за предложение о внесении проекта закона в Палату представителей ===== | ||
+ | |||
+ | <wrap lo> | ||
+ | Статья 17. Установление Центральной комиссией итогов сбора подписей граждан за предложение о внесении проекта закона в Палату представителей\\ | ||
+ | |||
+ | 1. На основании решений областных, Минского городского исполнительных комитетов Центральная комиссия в десятидневный срок составляет заключение о соблюдении инициативной группой требований настоящего Закона и протокол о результатах сбора подписей.\\ | ||
+ | |||
+ | 2. Заключение Центральной комиссии и копия протокола о результатах сбора подписей передаются инициативной группе.</wrap> | ||
+ | ===== 9. Внесение проекта закона в Палату представителей ===== | ||
+ | |||
+ | **9.1. Внести проект закона в Палату представителей.** | ||
+ | |||
+ | <wrap lo> | ||
+ | Статья 18. Общие требования, предъявляемые к проекту закона, вносимому в Палату представителей\\ | ||
+ | |||
+ | 1. Инициативная группа вносит проект закона в Палату представителей с соблюдением требований, установленных настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь к порядку внесения проектов законов в Палату представителей.\\ | ||
+ | |||
+ | 2. Проект закона при внесении его в Палату представителей должен быть завизирован председателем (заместителем председателя) инициативной группы.\\ | ||
+ | |||
+ | 3. К проекту закона, вносимому в Палату представителей, прилагаются заключение и копия протокола Центральной комиссии, сопроводительные документы, указанные в статье 50 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».\\ | ||
+ | |||
+ | 4. Проект закона от имени инициативной группы при рассмотрении его в Палате представителей представляет ее председатель (заместитель председателя) на основании решения инициативной группы, оформленного протоколом собрания инициативной группы.\\ | ||
+ | \\ | ||
+ | Статья 19. Обязательная юридическая экспертиза проекта закона в Национальном центре законодательства и правовых исследований Республики Беларусь\\ | ||
+ | |||
+ | 1. Проект закона до внесения его в Палату представителей направляется инициативной группой на обязательную юридическую экспертизу в Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь.\ | ||
+ | |||
+ | 2. К проекту закона, направляемому на обязательную юридическую экспертизу в Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, прилагаются следующие сопроводительные документы:\\ | ||
+ | |||
+ | 2.1. сопроводительное письмо с обоснованием необходимости принятия проекта закона, включая финансово-экономическое обоснование;\\ | ||
+ | |||
+ | 2.2. сведения о согласовании и визировании проекта закона, в том числе замечания и предложения, не учтенные при его согласовании (визировании).\\ | ||
+ | |||
+ | 3. К проекту закона могут прилагаться и другие относящиеся к нему материалы, в том числе и запрашиваемые Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь.\\ | ||
+ | |||
+ | 4. Порядок проведения обязательной юридической экспертизы проектов законов Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь определяется законодательством Республики Беларусь.\\ | ||
+ | \\ | ||
+ | Статья 20. Срок внесения проекта закона в Палату представителей\\ | ||
+ | |||
+ | Инициативная группа вносит проект закона в Палату представителей в течение трех месяцев с момента передачи Центральной комиссией инициативной группе заключения о соблюдении инициативной группой требований настоящего Закона и копии протокола о результатах сбора подписей, подтверждающего наличие не менее 150 тысяч подписей граждан при инициировании внесения изменений, дополнений или толкования Конституции Республики Беларусь и не менее 50 тысяч подписей граждан при инициировании принятия законов Республики Беларусь, указанных в абзацах третьем–пятом статьи 5 настоящего Закона.\\ | ||
+ | \\ | ||
+ | Статья 21. Обязательность рассмотрения проекта закона Палатой представителей\\ | ||
+ | |||
+ | Проект закона, внесенный гражданами в порядке реализации права законодательной инициативы в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом, иными актами законодательства Республики Беларусь, подлежит обязательному рассмотрению Палатой представителей.\\ | ||
+ | \\ | ||
+ | Статья 22. Гарантии реализации права законодательной инициативы граждан\\ | ||
+ | |||
+ | 1. Председатель (заместитель председателя) инициативной группы вправе принимать участие в работе над проектом закона в Палате представителей.\\ | ||
+ | |||
+ | 2. Изменения и дополнения, вносимые в проект закона в Палате представителей, за исключением изменений и дополнений, носящих технический характер, должны согласовываться с инициативной группой, что подтверждается соответствующим решением собрания инициативной группы. | ||
+ | </wrap> | ||